Киев-Мурманск. Фото А.Кривицкий

 

Киев-Мурманск. Фото А.Кривицкий

Киев-Мурманск. Фото А.Кривицкий. День первый, второй, третий.



В отличии от предыдущих, к этому путешествию мы, можно сказать, готовились. Просто уехать вот так в заполярье это уже не шутки. И про бытовую часть в пути, а так же про сборы, подготовки, источники, ссылки и все такое я напишу отдельным постом в самом конце рассказа, дабы не смешивать краеведческий момент с сугубо бытовым, достойным отдельной главы (ну, смешивать конечно буду, но дозировано).
Итак, почему вдруг Заполярье?

Начну издалека – есть два типа туристов. Один тип это те, кто приехав на место отдыха, будут лежать на пляже, загорать, и вести неспешную курортную жизнь, наслаждаясь замедленным темпом всего вокруг и постепенно, на протяжении всех 20 дней отпуска впитывать в себя красоту окружающей природы, запахи, тепло моря, привязываясь сердцем и душей к установившемуся режиму, к новым ритуалам и, одним словом, отдыхать. Второй тип, побросав сумки в номере пойдет сразу искать где пляж, где парк и что тут вообще интересного. Потом пойдет искать соседний пляж и соседний парк, потом близлежащий поселок, потом не столь близлежащий… и так все время, опаздывая на обеды и ужины, и счастливый ровно на столько, на сколько нового удалось увидеть.
Короче, понятно, к какому типу отношу себя лично я :))))
Мы очень любим рассматривать карты, они у нас везде – и автомобильные, и атласы, и какие хочешь, и как-то раз взяла и появилась Мечта – крупная такая, тяжелая, солидная мечта поехать на машине в Магадан. «Ну или во Владивосток» - сказала я нерешительно «Ну или в Мурманск, вот» «Кстати где Мурманск?».
Увидев, где находится Мурманск, мы обрадовались как дети – судьба преподнесла нам неожиданной щедрости сюрприз – километраж в нереальные 2500 км в один конец по вполне цивилизованной трассе. Много? Мы в прошлом году по Украине 5000 накатали с тремя детьми! Собственно, эти прошлогодние 5 тысяч тоже были решающими, ведь проехали мы их сравнительно легко, если бы не жара. Это же обстоятельство, кстати, тоже сыграло свою роль – планируя гипотетические маршруты, я все склонялась в сторону севера, был даже маршрут в Германию через Польшу, Мазурские озера и по возможности вдоль моря. Но Мурманск, ясное дело, все затмил.
А сейчас я попробую ответить на самый главный вопрос, так почему же, все-таки Мурманск? Ведь есть вполне доступные Черногоря, Хорватия (если не хотите в тот же Крым), в конце-концов есть Италия даже, и, если уж на то пошло – Испания! А вот и ответ – столько дури в голове и авантюризма как сейчас, у меня вряд ли будет держаться долго, вот тогда-то в любом другом возрасте, я и поеду в комфортабельные, безумно красивые и интересные страны, для посещения которых ничего не нужно, кроме небольшого количества денег и свободного времени. И вот сидя где-то в Неаполе, панимаишь, или на прочих лазурных берегах я буду смотреть на теплое Тирренское или Средиземное море и думать – «а ведь Мурманске-то я тоже была».
Дальше, так при чем тут маленькие дети.
Ну, по большому счету, конечно детям было бы лучше в любом прибрежном пансионате с горкой и четырехразовым питанием, но не в Крыму (там слишком жарко как для нас – судя по прошлому году), ну и не со мной одной, так как с мужем на машине в Мурманск поехать проще, чем без него на поезде-автобусе и потом целый день ловить их по пляжу в пансионате. Вариант вчетвером в пансионат не рассматривается в принципе, в силу разнообразных неинтересных причин.
Процесс подготовки растянулся на несколько недель и заключался в следующих пунктах (детально о которых я напишу в отдельном посте):
- техническая подготовка машины с заменой всего того, что могло бы добавить нам незабываемых впечатлений в поездке по тайге и тундре;
- поиск, фильтрация, классификация и распечатка информации обо всех мало-мальски интересных объектах по пути нашего следования и вокруг, а так же о состоянии дорог, средних температурах, комарах и прочих опасностях, сортировка отчетов посетивших те места, изучение сайтов районных администраций (например, в деревню Варзугу на Терском берегу мы сунулись лишь потому, что знали, что туда ходит автобус, пару раз в неделю – стало быть, дорога есть, хоть и не нарисованная на карте)
- создание подробного списка вещей в дорогу, начиная с меню на каждый день и заканчивая теплыми вещами;
- подготовка документов – страховки в Россию, разрешение от Мурманского погранотряда на посещение регламентированных прибрежных зон;
- обмен гривен на русские рубли;

Выехать планировали в 4 утра, так как день предстоял длинный, ночевать собирались под Смоленском, но в объезд Белоруссии что добавляло лишних 300 км (и, считай, 6 часов с нашей скоростью), и очень пугала возможная очередь на границе.
Ситуация осложнилась тем обстоятельством, что моей дочке исполнилось 3 года 13-го числа, за день до выезда, и это была пятница и нужно было латать все дыры по работе. Короче говоря, в 8 вечера я только приехала за детьми в сад, потом мы пошли праздновать в Макдональдс (а я бегала по вечернему пустому рынку пытаясь купить рубли), ну и потом начались сборы. Вещи были постираны и условно отсортированы, но фактически распихивание их по кулькам заняло кучу времени (кстати 50 сверхпрочных кульков были очень удачной покупкой!). Освободились лишь в два часа ночи и тут начался зуд «А, может, ну его на фиг, поехали сейчас!», но потом все-таки решили прилечь отдохнуть, ведь пятница выдалась ужасно тяжелой, а суббота обещала быть еще тяжелее. Будильник не включали, решив, что как проснемся – так и поедем.
http://io.ua/2843141


День 1. Киев-Погар-Брянск-Овстуг-Талашкино
Фотографии начала пути.
14 июля, суббота
Проехали километров: 806
Потрачено всего денег: 584 грн и 1086 рублей

Проснулись в 7 утра, что-то перехватили, дозаправили термос кипятком (основная заправка была вечером, чтобы сэкономить время), помылись, сделали пару ходок в машину с тем, что не донесли вечером, детей пристегнули в автокреслах и ровно в 8 двинулись в путь.
Будучи уже опытными туристами, мы знали, что на такой машине как наша, ехать нужно той дорогой, что лучше, а не той, что короче и спланировали маршрут до Брянска по трассе Е95 до Киптей, а там собирались свернуть на «Московскую трассу», ну а оттуда уже до Брянска, а из Брянска до Смоленска.
Сразу перед поворотом в Киптях висел огромный щит с предупреждением, что идут ремонтные работы и участок дороги закрыт. Но нам надо было именно туда, и ни в какое другое место, и мы поехали. Ехали довольно долго по отменному покрытию, пока не уперлись в поставленные поперек дороги бетонные глыбы. Рядом стояли такие же недоумевающие байкеры, а строители сказали, что впереди 98 км бездорожья с ямами. Короче, решили мы ехать в объезд и впредь верить всем дорожным предупреждениями, и сделав крюк в хорошие 150 км, мы приехали в Чернигов до которого из Киптей не доехали пару десятков километров. Зато в Чернигове уже работали банки и меняли рубли, и мне удалось купить все, чего не доставало. Еще у меня была полезная бумажка:
1000 руб = 166 грн
500 руб= 83 грн
100 руб = 16 грн
10 руб= почти 2 грн
Границу решили переходить в Гермяче-Погаре, это по дороге на Новгород-Сиверский. Красивейшая дорога – деревья, образуя готические своды растут, смыкаясь над головой, едешь будто по костелу из зелени.
На небольшой поляне устроили привал. Ехали, кстати, первый день соблюдая четкую очередность – каждые 200 км менялись и выпускали детей на травку.
Кстати, именно этот участок был самый трудный – первые 400 км дались черезвычайно турдно, и не верилось, как мы пройдем оставшиеся 4600. Потом как-то быстро приспособились.
Так как это было наше первое самостоятельное пересечение границы, то немного волновались.
Была довольно длинная очередь из грузовых автомобилей, мы проехали мимо и стали почти перед шлагбаумом, перед нами было 4 или 3 машины. Еще перед шлагбаумом дядька в флуоресцентном костюме предложил нас «обработать», причем за 150 рублей, если не в кассу. Подул какой-то гадостью на колеса, затем проехали по специально насыпанному на дороге песку.
Вышли из машины, взяли миграционные карточки, и так вот приятно что-то где-то защекотало, когда в графе места следования написали «Мурманск», потом оформили временный ввоз ТС, страховка у нас уже была, пограничник попросил открыть заднюю дверь, спросил, что в баке и куда едем, мы ответили что вода и что едем в Мурманск, он почему-то не разразился овациями и рукоплесканиями и на этом проверка закончилась.
Начиная с момента въезда в Украинский Погар и выезда из Российского Гермяча, то есть на прохождение границы, прошло примерно полтора часа.
Въехали в Брянскую область. Включили ближний свет и пристегнули ремни. Вид пристегнутого Саши сперва казался экзотикой.
За окном по большому счету, все такое же точно как у нас, только очень много простора, это сразу заметно. У нас нет как-то таких участков что едешь-едешь, а нет ни сел, ни полей.
В какой-то деревне (вот тут-то, кстати, стало ясно, что у нас, в Украине, деревень толком нет, у нас села, а вот там, в матушке нашей России – именно деревни) в закочпеных чугунках, на кострах, варили кукурузу. Выглядело это очень экзотично. Кукурузина стоила 25 рублей, я потеряла бумажку и не могла сообразить сколько это, но мне показалось, что дорого, у какой-то девчонки хотела купить огурцов –единственные продукты, которые нужно было докупать в дороге – это молочка и овощи. Девочка сказала, что 100 рублей килограмм, я уже ничего не соображая, решила, что буду брать, девочка очень удивилась и переспросила, тогда я пошла к бабульке через дорогу, у которой заметила молоко, так она свои огурцы отдала за 25 рублей.
Город Брянск проехали насквозь, хотели выйти к фонтану, но как-то не получилось с парковкой, поехали дальше.
Так как в этот день нам предстояло по плану преодолеть рекордный километраж, питались сухим пайком и тем, что можно приготовить с помощью кипятка из термоса. К концу дня у меня отлично получалось заниматься этим всем прямо на ходу. Еще, судя по фоткам, мы все время что-то ели и пили, и, забегая вперед, сообщу, что после двух недель питания растворимыми супчиками и макаронами быстрого приготовления, наши животы работали отменно, то есть реально лучше, чем при условно домашнем питании в Киеве.


В нескольких километрах от Брянска находится Овстуг –родина поэта Тютчева, музей-заповедник, с сохранившейся усадьбой в стиле позднего классицизма, ландшафтным парком с островком, мостиком, беседкой и лебедями плавающими вокруг, колодцем и с церковью XVIII века.
Кончено, мы приехали слишком поздно, все уже было закрыто. Но я так хотела посмотреть усадьбу! Долго крутились у парковых ворот, пытаясь хоть через деревья разглядеть то, что там прячется, пока не появился добродушный и в стельку пьяный охранник, открывший калитку и пропустивший нас внутрь без всякой мзды.
Фотки вышли препаскудными, так как после долгой дороги, обнаружить себя вдруг пряным летним русским вечером, на посыпанной гравием дорожке в совершенно безлюдном, полным болотных и мшистых теней парке – было чудом! И процесс фотографирования сильно отвлекал от блаженного впитывания всего вокруг.
Достаточно долго, наслаждаясь тихим и совершенно безлюдным вечером, мы с детьми побродили по парку, потом вернулись к воротам, а калитка-то была уже закрыта! Попадать к машине пришлось не совсем культурным путем:
Если кому-то интересно, вот сайт музея: http://www.ovstug.debryansk.ru/index.htm

Выехали в 21-12, на спидометре 638 км.
Отъехали немного, нашли более-менее нормальное место на трассе, достали примус, приготовили по быстрому ужин, я постелила детям, все умылись, почистили зубы, мы с детьми переоделись в пижаме, я как дома почитала им книжку, они выпили по кружке какао и в 22:11 мы были снова в пути. За бортом +18. Кстати тогда, в этот первый привал нас и напугали кровожадные российские комары – как-то не ждали мы их, а они возьми- да прилетели, с непривычки показалось что это все ужасно тяжело и страшно.
Потом проехали еще 200 км., нас один раз остановили проверить документы (я была за рулем и в пижаме), спросили куда едем :))))
Фотографии
Фотографии.


День 2. Утро. Талашкино, историко-архитектурный комплекс "Теремок"
Фотографии.
Фотографии.
Фотографии.

Ок, буду больше в режиме "за стеклом" с большей частью подробностей рассказывать. Ночевать стали под белой табличкой "Талашкино", как и задумывалось по плану. Я Талашкиным бредила уже с пару лет, даже, помнится, хотела подбить в свое время Ляшу на поездку в те края ("всего-о 600 км туда ехать, а какая красотища!"
Так вот, чудеса этого северного путешествия начались именно сегодня - когда просыпаешься, и, ах, чудо - мы в Талашкино. Просто для меня лично - одно такое пробуждение (бац - и ты в Ханты-Мансийске, или бац - и ты в Тайшете, или бац - в Новгороде, например) - мигом убирает гнилостный осадок, примерно трехмесячной рутины жизни в родном городе, всего одно утро, один миг - ради которого, может, нужно работать несколько недель, но оно, это путешественническое счастье, оно того стоит :)))
Спали мы в машине, и вот еще одно преимущество микроавтобуса - спать можно почти везде. Стал себе и спишь...
В туалет ходили в овражек у обочины, зубы чистили и умывались как обычно, переоделись из пижам в нормальное, я собрала постель, запихала поролон за задние сидения, из термоса взяли воду на чай и каши из пакетиков- вот и позавтракали:
Потом поехали в Талашкино, искать "Теремок". Нашли раза с третьего, указателей нет вообще.
Снимала я, качество ужасное, знаю и каюсь.
Талашкино — село в Смоленской области, в 18 км к югу от Смоленска, бывшее имение Марии Тенишевой и одноимённый музейный комплекс в соседнем хуторе Флёново. С 1946 г. Талашкино имеет статус историко-художественного заповедника.
Во Флёнове, которое находится примерно в 4 км от центральной площади Талашкина, сохранились парк с прудами, здание художественной мастерской Тенишевой, а также две постройки в псевдо-русском стиле с элементами стиля «модерн» — изба «Теремок», построенная по проекту художника С. В. Малютина в 1901—1902, и Церковь Духа, созданная по проекту С. В. Малютина, М. К. Тенишевой и И. Ф. Барщевского в 1902—1905. Церковь в 1910—1914 украсил мозаикой Николай Рёрих.
С 1893 по 1914 г. Талашкино было значительным центром российской художественной жизни, сопоставимым с Абрамцевым. Поставив цель возродить крестьянские художественные ремесла, Тенишева и приглашенные ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские. В Талашкине бывали и работали живописцы С. В. Малютин, М. А. Врубель, Николай Рёрих, Александр и Альберт Бенуа, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. Е. Репин, скульптор П. П. Трубецкой, композиторы А. А. Андреев и И. Ф. Стравинский и др.
Было раннее утро, вокруг никого, музей, расположенный внутри теремка закрыт.
Храм Духа - потрясяающий! Если кто помнит церковь в Пархомовке - это такой же шедевр!

Увы, храм не действующий, в дырку в воротах увидели запустение и разруху внутри. Судя по невытаптанной траве туристов тут тоже немного.
Территория парка совсем небольшая, наверное, все просто заросло, пришло в упадок и там понастроили всякого советского хозяйственного, которое теперь тоже в упадке.
День 2, продолжение, г. Смоленск
Смоленск – особенный город для нас, так как там родилась и жила много лет моя бабушка, но никто из нас туда ни разу почему-то не ездил. Находится в 630 км от Киева (если ехать через Белорусь) и примерно в 420 от Москвы.
Вот немного истории:

Смоленск является одним из древнейших городов Руси. Исторический город древнерусского периода называется Древним Смоленском. Город возник на землях, принадлежащих кривичам, имел выгодное географическое положение. Находился на перекрестке торговых путей: путь «из варяг в греки» соединял Скандинавию с бассейном Черного моря , путь, проходивший с запада на восток, соединял город с Волгой и далее вел в «болгары», в Хвалынское море (Каспий), в Новгород и Верхнее Поволжье (через Ржев и озеро Селигер. Первое упоминание о Смоленске имеется в Устюжном (Архангелогородском) летописном своде за 863 год, когда Аскольд и Дир в походе из Новгород а в Царьград обошли город стороной, так как город был сильно укреплен и многолюден. В 882 году город был захвачен и присоединен к Киевской Руси князем Олегом, передавшим его в удел князю Игорю, из малолетства которого власть в городе осуществлялась наместниками и дружиной , а общее управление осуществлялось из Киева.
С XII века, — столица независимого Великого княжества Смоленского. Это был период расцвета Смоленска: город занимал площадь 115 га, на которой располагалось 8 тысяч домов с населением около 40 тыс. человек.
С 1404 находился в составе Великого княжества Литовского. С 1514 вошёл в состав Московского государства. Долгие годы Смоленск являлся важнейшей крепостью на западной границе московского государства, но в 1609-11 годах был захвачен войсками Речи Посполитой. В 1611 году Сигизмунд III основывает Смоленский епископат католической церкви.
По Андрусовскому перемирию в 1667 Смоленск отходит в состав России.
В 1812 в окрестностях города — Смоленское сражение, в ходе которого французская армия потеряла более 20 тысяч человек.
В годы Великой Отечественной войны с 10 июля по 10 сентября 1941 года состоялось Смоленское сражение, которое существенно задержало наступление немцев на Москву. Оборона самого города продолжалась с 15 июля по 28 июля (см. Оборона Смоленска).
Смоленск был освобожден от немцев 25 сентября 1943.
Город очень красивый, стоит на 7-ми холмах, разделенный Днепром. По всему городу тянется огромная крепостная стена. Так интересно – вроде едешь долго очень, и куски этой стены вылезают то тут, то там, а по обе стороны стены какие-то жилые дома, парки.
Согласно вот этой табличке имела 38 башен была протяженностью 6,5 км.
Самое трудное в подобных путешествиях, это поиск «центральной усадьбы» (с) Саша Ст. Когда попадаешь в незнакомый город, особенно если он большой, то на поиски искомой достопримечательности может уйти масса времени. К счастью, почти все дороги ведут в центр. Про Смоленск у меня было как раз немного распечаток и почти никаких конкретных названий, чтобы было что спрашивать у местного населения, я знала, что там есть КРЕМЛЬ, но кто бы мог предположить, что он окажется ТАКИМ огромным?
Оказавшись где-то ближе к центру, первое, что мы увидели, это кусок стены. Радуясь, что нашли все так быстро, припарковали машину и пошли гулять. Но там был просто какой-то сквер и кусок стены, местное население на вопрос «а где тут у вас такой кремль, такой красивый и смотровая площадка есть?» разводило руками. Тогда поехали дальше и увидели такое:
Это уж точно КРЕМЛЬ! Проехав сквозь ворота:
оказались снова в каком-то тихом сквере. Но мы решили не сдаваться, и оставив Сташу-ст отдыхать (равнодушного, по большому счету, к провинциальным городам и замкам) отправились на поиски Самого Главного КРЕМЛЯ.
Ситуация несколько осложнялась тем, что Катя очень медленно ходит. Это юное создание относится к тому типу мечтательных блондинок, что, если каким-то чудом окажутся в походе – будут плестись в самом конце, в ярко-розовых шортах со стразиками и широкополой соломенной шляпе и с рассеянной доброжелательностью глядя по сторонам заставлять всех себя ждать. Ну, вот она такая – она ходит очень медленно, причем осознанно медленно, это ее такая жизненная позиция – ходить медленно и делать все не спеша. Потому, настроившись идти тупо вдоль стены, пока она нас не приведет к самому главному кремлю – я скоро поняла, что, это путешествие может занять целый день.
Из тупика мы выехали на центральную улицу и уже оставили надежды на поиски Главного Кремля, так как время поджимало, нам нужно было вечером быть в Питере, и Саша бурчал, что если мы будем так долго осматривать каждый населенный пункт по дороге, то на Заполярье ничего не останется. Центр города очень красивый, мне напомнил почему-то Одессу или Черновцы.
Теперь наша цель была – как-то выбраться из города и попасть на трассу в Псков. Дело было непростое и путанное, и к огромному счастью мы, в итоге, очутились перед Успенский Собором. То есть что там находится собор мы еще не знали, просто ушлое туристкое чутье подсказало мне, что некоторое скопление машин, и спкускающиеся по крутой и уходящей за угол дорожке люди с фотоаппаратами – неспроста, и что тут может и быть мой Главный Кремль.
Но это было даже лучше!
Вообще-то, я очень люблю православную архитектуру, это даже что-то больше чем просто интерес. Но при этом, не могу сказать, что являюсь активной прихожанкой, более того – мои дети до сих пор не крещенные (это долгая история, в корне которой лежит решение чтобы они САМИ приняли веру в том исповедании, к какому будет лежать их душа и очистились от грехов – а крещение и есть очищение от грехов – осознанно и имея, собственно их, грехи). Пока же мы довольно часто заходим в церкви и храмы, когда путешествуем, и мне нравится детское обалдение от погружения в эту атмосферу, но одновременно с этим, я так же испытываю страшную неловкость от своего «аутсайдерства» и что не знаю как именно нужно вести себя в хаме, а еще от того, что часто попадаю на территорию в штанах и с непокрытой головой. Для меня лично, сори за отступление, Бог находится в сердце, в любви, в том, что руководит принятием того или иного поступка, это что-то глубоко интимное, что даже как-то и на слова ложится плохо, и откровенно говоря, групповые сеансы обращения к Богу, соблюдение четких ритуалов (хотя в них-то как раз я очень верю!) вызывает стойкое неприятие.
Но это было отступление.
День 2. Продолжение. с. Удвяты, платная автодорга, г. Остров
Выехав из Смоленска, оказались на раздолбанной дороге, что идет, изгибаясь, практически вдоль белорусской границы и должна была нас в итоге привести на трассу Е95, с которой свернули вчера в Чернигове, объезжая Белоруссию.
Где-то в окрестностях Велижа, около часа дня, стали на обед. В этом путешествии у нас было два правила, существенно облегчивших жизнь - мы не ИЩЕМ место для обеда или ночевки. Смотрим на часы "ага, пора обедать", и становимся в первом мало-мальски пригодном месте и там обедаем. То же со сном. Опыт прошлых лет показал, что в погоне за идеальной площадкой с ручейком, хорошим спуском от машины, тенечком, видом на горы с морем и чтобы людей не было - мы частенько оставались вообще без обеда, зато ругались ужасно и день был убит.
В этот раз еще и моросил противный дождик, но нашей кухней на часок стала вот эта замечательная автобусная остановка, предназначенная непонятно для кого, стоящая посреди абсолютной глухомани:
Дети тут же помчались гоняться друг за другом и играть в мячик, Саша-ст начал готовить (кстати все 2 недели он вел машину, готовил еду и фотографировал, так и не пойму чем занималась я:))))
Еще в прошлые поездки сильный ветер мог послужить причиной отказа от приготовления пищи, так как попросу задувал огонь в примусе. В этот раз у нас был собранный Сашей щит:
Сделанный из старого шкафа и рояльных петель:
Да, кстати, про остановку. Кроме надписи, свидетельствующей о всепроникающих свойствах политических распрей, никаких других, более органических осквернений на остановке обнаружено не было :)))
А потом дорога взяла и кончилась. Вон там в углу стоит табличка, на ней написано УДВЯТЫ:
Должна сказать, что все это время я жадно всматривалась в природу за окном, стараясь обнаружить наглядные доказательства нашего продвижения на север. И если таковые были (например, в лесу появились ели) то это сразу живо обсуждалось. Саша спорил, что за окном все та же Украина. Но вот в Удвятах наступил переломный момент.
И то, что мы видели, впрямь начинало казаться чем-то необычным:
Трасса там такая хреновая, такая раздолбанная, что искать гипотетический объезд по всяким болотам и грунтовкам никто не станет, а больше деваться некуда!
Заплатили 280 р (примерно 50 грн) за въезд и попали на те же ямы.
О.. вот она, Россия, вот он, дух Читинской области, какую я пытаюсь унюхать с момента пересечения границы под Брянском. Вот помню, только-только въехали мы в Россию, едем, и я говорю мечтательно: "Вот прикинь, мы находимся УЖЕ в той стране, где есть Магадан, и где есть Тында.. вот нужно просто ехать, ехать, и не пересекая больше никаких границ, оказаться в городе Владивостоке". Да, еще моим часто задаваемым вопросом был: "ну а это похоже на Сибирь?"
По словам Саши, на Сибирь это пока не было похоже :(
Но вот это мой любимый кадр, очень, по-моему сибирский. Лес, пустая дорога, указатель ХАЛИПЫ ну и я - при полном параде:
А, да, Саша сказал, что среди прочего, за Читой нет дорожных знаков, вот.
Пару слов детях, кстати.
Пообедав, они кажется даже спали. Еще я иногда ехала с ними сзади и мы читали и играли. Так же в машине у нас была домашняя одежда. Вот как в поезде же народ переодевается?
С горем пополам выехали на родную Е95 и тогда же приняли решение, что обратно ехать будем только через Белоруссию. Пусть нас там полдня на границе держат, но это лучше, чем те же полдня трястись по ямам, к тому же тоже платным.
А вот это почтовая станция! Они такие стоят на трассе Киев-Житомир. На них раньше меняли лошадей и пили чай с дороги.
Ну и да, даже в бортовом журнале написано, что "природа поменялась. Ёлки и березы".
Выбравшись из болот и оказавшись на трассе, кажется, что мы выбрались и из зоны плохой погоды. В город Остров приехали с приятным солнышком и голубым небом:
Остров — город в Псковской области, административный центр Островского района.
Население 24,5 тыс. чел. (2005).
Город расположен на реке Великая (впадает в Псковское озеро), в 55 км от Пскова.
Остров был основан как крепость в 1342. Город с 1777. Бывший уездный город Псковской губернии.
Вот это информация о городе, какой я руководствовалась в поиске интересных мест по дороге:
http://www.mojgorod.ru/pskovsk_obl/ostrov/index.html
День 2. Вечер. Псков
Из Острова приехали в Псков. Здесь, пожалуй, нужно сделать техническое отступление. Несмотря на то, что мы очень тщательно готовились, у нас был маршрутный лист, где все расписано было по дням и километрам, буквально на второй же день пришлось все менять. Машине не успели сделать развал-схождение, поменяв до того рулевые тяги, и если на хорошей дороге все было в порядке – на трассах в глубинке нас здорово шатало, нужно было все время выравнивать руль, а там где колейность или бугры, получалось ехать максимум 80 км в час. По планам у нас были и Пушкинские Горы, и Порхов, и ночевка в Великом Новгороде. Но стало ясно, что нужно ремонтировать машину, а стенд для «газелей» найти можно только в большом городе, и решили ехать в Питер. Ну а по дороге у нас получался Псков.

Итак, собственно, что такое Псков?
Псков — город в России, административный центр Псковской области.
Население 200,1 тыс. жителей (2005).
Город расположен на реке Великая (впадает в Псковское озеро) при слиянии её с рекой Пскова.
Псков впервые упоминается под 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись). В X — начале XII веков в составе Древнерусского государства. C XII века — в составе Новгородской земли. В XIV—XV вв. центр Псковской республики. С 1510 в составе Русского государства. В 1581—1582 во время Ливонской войны выдержал полугодовую осаду войск Стефана Батория. С 1777 центр Псковского наместничества. В Пскове 2 марта 1917 отрёкся от престола император Николай II. За время оккупации германскими войсками в годы Великой Отечественной войны в Пскове разрушено 94 % жилого фонда. Древнейшая часть города — Кром — Псковский кремль. Сохранились соборы Мирожского (до 1156), Ивановского (1243), Снетогорского (1310) монастырей, церкви Василия на Горке (1413), Косьмы и Дамиана (1463) и др.
Данные археологии увеличивают возраст Пскова до 2000 или более лет: поселения на Псковском городище — возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы, в северной части Крома — существовали на рубеже эр. Освоению края способствовала соединенность речной системы Чудского озера с Варяжским (Балтийским) морем, за выход к которому славяне боролись с варягами (скандинавами) и чудью (эстами и ливами).
Видать, снова не туда свернули с трасса, потому что очень долго пробирались по каким-то узким ужасно ухабистым дорогам вдоль старинных дряхлых двухэтажных домов. Сперва впечатление было средним – город как город, видно, что старый.
И вдруг мы выехали на мост, и там открылось чудо – огромный собор, окруженный стеной, и еще куча каких-то старинных крепостей, на нашем берегу, на противоположном, маковки древнейших церквей (типа Николавеской в Острове) – и все это тут, прямо перед глазами!
Выехали на центральную площадь:
Кром — культовый, историко-архитектурный и градостроительный центр Пскова. Расположен на высоком мысу при впадении реки Псковы в Великую. Языческое поселение здесь отмечено археологами с середины 1 тысячелетия н.э. (культурный слой до 9,5 м.), в 10–12 вв. оно было защищено земляными и каменными укреплениями.
Вечевая Площадь (13–16 вв.) — политический центр средневекового города.
Южная часть укреплений Пскова — Перси (Перши), на которых возвышалась вечевая колокольница. Здесь же находилась палата, где заседал Совет бояр и хранился архив вечевой республики. В южной части, под засыпкой, сохранились руины Митрополичьего двора 16–18 вв. В 19 веке здесь стоял теплый Благовещенский собор классических форм. Степень (трибуна) веча располагалась у стен Троицкого собора.
Сейчас вечевая площадь скрыта позднейшими наслоениями культурного слоя и находится на несколько метров ниже современного уровня поверхности.
Сюда спешили псковичи по зову вечевого колокола, который висел на звоннице, стоящей на Персях. В вечевом собрании участвовали те, кто имел двор в Пскове - Бояре, купцы, ремесленники. Они представляли концы, самоуправляющиеся районы города, которые имели равные права на вече. В каждом конце также было свое вече, связанное с двумя пригородами Пскова, т.е. крепостями, защищающими подступы к городу со всех сторон. Из Пскова туда назначались посадники, посылались наместники Псковского князя.

На вече решались все важные вопросы жизни Псковского государства – о войне, мире, призвании князя, выборах посадников, налогах. В 1397 году на вече приняли Псковскую Судную грамоту, свод законов, по которому жила республика. Последний раз вечевой колокол звонил 13 января 1510 года, когда закончился период Псковской вечевой республики и началась история Пскова в составе русского государства Московской Руси.
По центру кремля стоит Троицкий Собор.
Как считали наши предки, Собор во имя Святые Живоначальные Троицы послужил краеугольным камнем для основания сего города. Воздвигнут он был по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской в середине 10 века. Родом псковитянка, Ольга одной из первых на Руси приняла крещение. Тогда «прииде блаженная Ольга близ реки, глаголешая Пскова, и ста на устии той реки… И внезапно преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет…»

Второй собор возвел в камне в 12 в. Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма, который он подарил Богу и псковичам).

Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые ученые считают его автором мастера Кирилла, воплотившего в Псковском градостроении идею церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома святой троицы.

Реконструкция собора говорит о 25 (!) его престолах (с храмами Довмонтова города), одноглавии мощного храма и 32 (!) скатах его перекрытия.

Псковичи воспринимали свой город земным подобием Града Небесного («яко же Горний Иерусалим») и величали его Домом Святой Троицы.

Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, построен в 1699 году в общерусских московских традициях: это многоярусный (72 метра), кафедральный, шестистолпный, пятиглавый храм, с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). Архитектурное решение достаточно строго: четкий объем храма, беленые стены, немного декора (в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов — в первом ярусе). Несмотря на перестройки в 18 веке (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца 19 века, собор сохранил первоначальное решение.

Высок и затейлив иконостас в 7 (!) ярусов в интерьере храма. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии. Мощи псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и других — хранятся в раке. В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей пскович»

Святая Троица — настоящее сердце стольного града Пскова.
Мы гуляли там очень долго. Удивительно, что несмотря на довольно тяжелый день и массу пройденных километров, в Пскове будто пришло второе дыхание. Дети были, что интересно, в полнейшем восторге. Вели себя вполне сносно, глазели по сторонам, я надеюсь что хотя бы Саша запомнит многое из этой поездки.
Так же буквально на второй день путешествия я заметила, как сильно укрепились их отношния с сестрой. То есть они и раньше никогда не ссорились, но тут, в походных условиях Сашка сделался еще более заботливым, всегда уступал Кате, помогал ей и рассказывал об окружающем. То есть такое понятие как детская капризная противность исчезло начисто. Наверное, смытое новыми впечатлениями:
Жаль, время совсем поджимало, был уже достаточно поздний вечер, а нам еще 200 км ехать до Питера. Но все-таки не выдержали, и после кремля зашли посмотреть на одну древнюю церковь, какую увидели с дороги:
Примостье — место у старого Троицкого моста через Пскову, — венчалось в древности храмами, стоявшими на так называемом «Званницком кресте», т.е. на перекрестке главных улиц Запсковья (одна из которых называлась Званицей — ныне Леона Поземского).

Вначале здесь стоял деревянный храм, сгоревший в 1462 г. Затем на его месте появился каменный храм во имя святых врачей бессеребряников и кузнецов Козьмы и Дамиана — по заказу князя Владимира Андреевича и посадника Зиновия Михайловича и при участии всех «суседий Богоявленского конца».

В 1507 г. в одном из приделов взорвался порох.

Храм и его окружение восстанавливалось и перестраивалось, сохранив до нашего времени масштаб кончанского ансамбля, важнейшего на Запсковье.
Интересно также использование пяти декоративных арочек на апсиде вместо традиционных четырех. Остальные украшения («поребрик — бегунок — поребрик») — типичны для Пскова.
Комплекс Примостья включает в себя массивный объем с юга — палату на подклете, поставленную на углу перекрестка и делившую людской поток: налево — по улице Званице, направо — по Козьмодемьянской.
В целом «церковь с палаткой под звонницу, оградой, воротами — образует один из лучших ансамблей города, сопоставимый через Пскову с Кромом» (А. И. Комеч).
Приходится сожалеть, что этот импозантный, масштабный по замыслу и исполнению культовый центр Запсковья до сих пор используется не по назначению.
Комарики были в умеренном количестве. Как только стали, я зажгла «спиральки» и намазала детей кремом. После ужина я постелила им, все умылись, помыли попы, почистили зубы и я полезла к ним назад читать книжку. Чтение было очень коротким. Потом и меня сморило немного и не дождавшись пока Саша станет где-то, пошла спать.

А еще пока мы ехали, то я обратила внимание на полоску синего неба, светлую, как на рассвете, и говорила Саше, что вот уже север начинается – не бывает, так что вот ночь, а там так долго свет держится. В это было трудно поверить, но все-таки земной шар такой маленький, и я оказалась права!
День 2:
проехали километров: 877
потратили денег: 30 р еда
на бензин: 1400 рублей (233)
прочие расходы: 280 р (платная автодорога)
Всего потрачено: 1740 р (348 грн)



День 3, утро и день, Санкт Петербург
Фотографии.
Фотографии.
Фотографии
Фотографии.


Вот в путешествии интересно все – и то, как все изученное по путеводителям открывается вживую, как отличается от того, что рисовала фантазия, и быт интересен, и еда, и, особенно – утра, когда просыпаешься и даже предположить не можешь, где мы вообще стоим.
15 июля в Питере были уже вполне черные ночи, и видеть, что там прячется за обочиной Саша не мог, просто стал, увидев табличку и всё. А при пробуждении нас ждал сюрприз – мы были на крайне оживленной дороге, а над головами летали самолеты:
Если кто-то до сих пор наивно восхищался нашими поездками, думал какие мы молодцы и как это все классно, то я сейчас дам многим прекрасный повод переменить свое отношение к таким, как мы, и раскрою гадкие подробности того утреннего быта.
Готовы?
Писять, пардон, было негде! И не желая нарушать традиционное течение утра в пути, мы справляли наши физиологические потребности в детский горшок! Который был очень кстати. И выливали его содержимое вон туда в канавку:
Там же, под щитом «Санкт-Петербург», чистили зубы, умывались, завтракали. То есть по времени и ощущениям это было обыкновенное дачное такое утро, или утро на природе. Когда вливаешься в темп Путешествия, то делаешь все ровно столько времени, сколько требуется (не быстрее - разливая, комкая все на свете лишь бы слинять поскорее). Лично мне в этом путешествии прямо какая-то философия открылась. Что я есть я где бы я не находилась, и что довольствоваться нужно тем, что есть, и получать от этого максимум не сожалея о том, что могло бы быть. То есть, отправляясь в Заполярье с 123 долларами на все, кроме бензина, я понимала, что многие блага будут нам недоступны, но тем не менее, это отнюдь не повод не ехать туда вообще.
Итак, план был таков – мы доезжаем до ближайшего метро (в нашем случае это была станция «Московская» и потом Саша едет искать развал-схождение, а мы встречаемся с owl_n и идем гулять.

Больше всех обрадовались дети – вот ведь чудо, вчера кучу замков видели, ужинали в лесу, а тут – ррраз, и метро! (для них самое лучшее времяпровождение это ездить в метро). Я пыталась объяснить детям, что это город Санкт-Петербург, и что раньше он был Ленинградом (из истории про человека-рассеянного), и что вообще они наверняка по телеку слышали. И что это метро тут особенное, другое. Нам дико повезло – на первой же станции, куда мы спустились, были знаменитые двери. Саша был впечатлен.
На «Спортивной» нас встретили Надя и Тим. Сперва я немного нервничала – все-таки мамы в жж вызывают у меня трепет, мне все время кажется что все очень правильные, и дети у них тоже очень правильные, и что я со своей расхлябанностью и расползающимися в разные стороны детьми произведу удручающее впечатление. Но когда Надя дала Тиму хот-дог, я была просто готова сложить от умиления руки на груди и порадоваться что и тут судьба подготовила встречу с близким по духу человеком!
Довольно долго мы ходили по парку (кстати, как он называется?) и там наши дети много писяли, какали, отставали, орали и радовались жизни:
День 3. Вечер. Карелия, трасса м-18.
Почти в три часа по Киеву (часы не переводили) выехали на нашу финишную прямую в Заполярье.

Трасса м18, именуемая так же "мурманка":
Дело в том, что все это время город Мурманск казался чем-то непостижимо далеким и его название, мелькающее все время на щитах вдоль трассы, казалось каким-то обещанием чуда, что ли :))) То есть заполярная мечта приобретала вполне реальные очертания:
Дорога, надо сказать, отменного качества. То есть, конечно, были и нехорошие участки, и неровности всякие, но в основном покрытие прекрасное. Вот первая остановка, это еще Ленинградская область и я все еще продолжаю отчаянно всматриваться в природу вокруг - ведь когда-то же должен начаться Север, или хоть какое-то подобие его... а пока такое впечатление, что мы где-то между Козином и Обуховым, только щитов рекламных нет:
Решили, что останавливаться больше нигде не будем, то есть топим изо всех сил до Мурманска (с нашей болтающейся машиной эти "изо всех сил" означали не быстрее 90 км в час), а потом уже, на обратном пути неторопливо осматриваем достопримечательности. В результате этого решения, идущего вразрез с изначальным маршрутом, мы пропустили самый большой маяк в Европе (96 метров его высота!), который находится в селе Сторожно, недалеко от Свирицы. Так жаль... почти до слез просто жаль... Думали, что увидим его на обратном пути, но тогда мы оказались совсем в других краях...
Въехали в Карелию:
Этого въезда я побаивалась - ведь на всяких автофорумах российские автотутристы писали что там какая-то страшная застава стоит, что гаишники всех останавливают, трясут по полной. Короче, никого не было, нас никто не останавливал :)
Раньше, цифра более 1000 км на дорожных указателях воспринималась как что-то нереальное и очень тяжелое. Сейчас вроде и не так страшно:
По мере того, как мы выехали из окрестностей Большого Ленинграда, если можно так сказать, то исчезли какие-либо населенные пункты и признаки цивилизации и именно с этого момента началась самая интересная часть путешествия. Когда действительно ощущается определенного рода уединение, отрыв от всего. Хотя иногда, в начале пути, среди леса попадались вот такие щиты, со словами: "Россия-великая держава"
Дорога шла все время через лес. Могучий, древний лес, такой, как рисовал Билибин на своих иллюстрациях к сказкам, такой волшебный демучий русский лес и тут уж действительно веришь что там где-то живут и Бабы Яги и Кощеи всякие. Лес, с поваленным деревьями и высохшими елками, которые на фоне лесной черноты похожи на рыбьи скелеты, а на костях их клочьями висит серый лишайник. На вечернем привале, пока Саша готовил, я пошла с детьми и фотоаппаатом бродить по чащам. Вот этот лес ни с чем не сравнить, он не крымский, он не карпатский... удивительный лес! Русский, северный!
Сама стоянка была довольно паршивой и загаженной - там траса поворачивала на Сортавалу. (А я ликовала, так как вот они - странные географические названия и все прочие признаки, что мы не в Киевской области!)
А у меня два раза в день была генеральная уборка. Пока Саша занимался едой и заправкой термоса (нужно было вскипятить два чайника), я вынимала все содержимое машины на улицу, сортировала все по кулькам и выметала мусор:
Кстати о комарах. На этой стоянке в лесу они, конечно, были, но мы даже не мазались кремом, просто отмахивались. То есть комары карельские пришли, сказали "Мы - Комары Карельские! Здрасте!" И мы им: "идите вон". Ну и они нас как-то и не доставали особо.
Поужинав, уложили детей и поехали дальше.
Происходило что-то странное. Вот это фото сделано в 22-00 по Москве. Вам не кажется, что как-то уж больно светло:
А вот и первый поселок вдоль трассы - Шуя. Черные беревенчатые срубы. Время - половина двеннадцатого ночи. И вот такой потрясающий закат:
В 22:30 остановили нас на посту ГАИ, проверили документы, страховку и временный ввоз.
Ну, вот и полночь. Что-то не сильно темно.
Периодически проезжали какие-то дремучие деревни. Между тем, так до конца и не стемнев, кажется, уже начинало светать:
Тут рассвета не видно, но вообще небо было не черным, а синим. Очередная остановка в пути. В этот город мы еще вернемся:
Потом я все-таки не выдержала и около часа ночи пошла спать. Но меня вдруг растолкал Саша и вытащил на улицу. Надо же, а там было вот такое море. И дикий холод...
Вот это фото будит во мне отчаянную ностальгию, именно так было последующие несколько дней когда мы ложились спать, тело отказывалось верить что уже очень поздно, глаза не хотели закрываться:
По словам Саши, стали где-то не доезжая Сегежи, на одометре 2398 км.
За день проехали: 715 км
Денег ушло на бензин : 1876 р (375 грн)
Еда и метро: 272 р (54 грн)


Создан 24 янв 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Flag Counter